ГОТОВИМСЯ К ПМПК
Как известно, готовь сани летом. Вот и к ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии, которую проходят все дошколята, имеющие какие-то особенности в развитии, лучше всего начать готовиться заранее. Да, комиссия будет только в апреле, но за учебный год многое можно подтянуть, чтобы соответствовать требованиям к дошкольнику 7 лет и попасть в ту школу, в которую хотелось бы. Что же ребёнок должен знать?
1. Кто ты будешь такой?
Прежде всего, ребёнок должен знать всё о своём ближайшем окружении. Здесь можно выделить несколько моментов.
Во-первых, он, конечно же, должен знать свои фамилию, имя и возраст, а также домашние адрес и телефон или мобильные телефоны родителей. Про родителей нужно уметь рассказать их фамилии, имена и отчества, профессии и суметь объяснить, чем же именно они занимаются на работе. То же самое касается и бабушек-дедушек: фамилия, имя, отчество, профессия. Если старшее поколение уже не работает, ребёнок должен быть в курсе, что они пенсионеры.
Во-вторых, ребёнок должен уметь рассказывать о своих друзьях: как их зовут, сколько им лет, чем они увлекаются. Ребёнок должен уметь ответить на вопрос «Что вы делаете вместе?» Причём этот момент касается также всех членов семьи. Например, будущий первоклассник должен сказать, что с папой они запускают змея, а с мамой пекут пироги.
В-третьих, ребёнок должен знать о тех, кто ходит с ним в один садик: имена, интересы. Также он должен знать по имени-отчеству воспитателей и уметь рассказать о том, чем же дети занимаются на занятиях в детском саду.
В-четвертых, ребёнка могут попросить рассказать обо всех, кто с ним живёт. Это не только родители и бабушки-дедушки, но также братья и сёстры и домашние животные. О пушистых любимцах могут спросить кличку, возраст (котёнок – взрослый кот), какого цвета животное, что оно любит есть, чем любит заниматься.
В-пятых, комиссия может попросить рассказать о квартире: сколько комнат, что в какой комнате делают: что на кухне (готовят еду и едят), а что в ванной (моются) и т. п.
2. Мир, в котором я живу
Классический вопрос об окружающем мире – это времена года и суток и их признаки. Это спрашивают практически всегда. Не забудьте повторять время от времени!
Также будущий первоклассник должен знать, что такое будни и что такое выходные. Он должен иметь представление о распорядке дня (что делаем утром, что днём, а что вечером), а также знать названия приёмов пищи (завтрак, обед, ужин).
Необходимо также уметь отличать живое от неживого.
К первому классу ребёнок должен знать основные цвета (и желательно их оттенки) и формы, а также уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, где нарисовано больше предметов, а где меньше.
Ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и уметь правильно называть, где находится предмет: на столе, под столом, за столом, перед столом и т. п.
Он должен уметь выделять изображение из нескольких, наложенных друг на друга, а также видеть недорисованное изображение – каким оно будет, если его дорисовать (например, рыба без хвоста).
3. Я бы в лётчики пошёл…
К первому классу малыш должен иметь представления о профессиях: какие бывают профессии, кто чем занимается, какие инструменты при этом нужны.
4. АБВГДейка
Минимальные навыки счёта, чтения и письма – то, что обязательно пригодится в первом классе. ПМПК интересуют и эти знания. Ребёнок должен знать счёт в пределах 10 туда и обратно. Могут попросить посчитать двойками или тройками (два, четыре, шесть, восемь…). Желательно, конечно, знать буквы.
Обязательное требование – навык копирования! Это очень необходимое в первом классе умение! Ребёнок должен уметь повторить, скопировать как картинку, так и буквенный текст, причем в тексте-задании будут как маленькие, так и большие буквы. Желательно уметь писать буквы и цифры, уметь подписать свой рисунок и поставить дату.
Еще одно письменное задание, которое нужно уметь выполнить, -- это продолжить ритмичное чередование букв или знаков (например, WMWM или ПГПГ).
Могут предложить обвести контурный рисунок, раскрасить картинку, нарисовать дом, человека, дерево, семью и т. п.
5. Всё по полочкам
Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (тарелка, чашка, ложка, кастрюля – это посуда) – обязательная часть на ПМПК. Кроме того, ребёнок должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. И даже если этот предмет на самом деле не является лишним, но ребёнок даст логичное объяснение своему выбору, ответ засчитывается как правильный (Например, собака, медведь, белка, волк. Кто лишний? Правильный ответ – собака (это домашнее животное, а все остальные – дикие). Но если ребёнок скажет, что лишний здесь медведь, потому что он спит зимой, то ответ будет правильным).
Ребёнок также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (ложка нужна, чтобы есть; корабль плывёт, а поезд…?).
6. Вот я какой
Будущий первоклассник должен знать части тела и для чего эта часть тела нужна (ноги – ходят, нос – дышит и т. п.).
7. Что я слышу и вижу
К первому классу ребёнок должен иметь достаточный объём слуховой и визуальной памяти, т. е. он должен запомнить и повторить список из 10 слов и успешно выполнять задания по типу «Что изменилось», когда показывают несколько предметов, потом их накрывают и, к примеру, меняют местами – ребёнок должен найти, какой предмет с каким поменялся.
8. Говорим правильно
Речевое развитие – один из основных компонентов общего развития ребёнка, и, конечно же, речевое развитие интересует ПМПК в первую очередь.
Во-первых, в ходе всего разговора изучается общее состояние речи ребёнка: насколько правильно грамматически он говорит (правильно ли изменяет слова в зависимости от рода, числа, времени и т. д.), богат ли его словарный запас, все ли звуки присутствуют в речи.
Одно из самых сложных заданий – назвать синонимы (близкие по значению слова – весёлый, радостный), антонимы (противоположных по значению слова – весёлый/грустный) и омонимы (слова, которые имеют одинаковое написание, но разное значение – коса у девочки и коса, которой косят). Что касается последних, то их лучше просто напросто заучить (слова «коса», «кисть», «ключ», «ручка» и др.).
Проверяется также умение ребёнка различать близкие по звучанию слова, отличающиеся одним звуком/буквой (сова – софа, бочка – почка и т. п., мел – мель и т. п.).
Ребёнок должен уметь рассказать, какие звуки есть в слове, сколько слов в предложении.
Во-вторых, оценивается понимание чужой речи. К примеру, ребёнок должен суметь ответить на вопрос-ситуацию "Петя ударил Машу. Кому больно?". Здесь же проверят, как ребёнок на слух воспринимает и запоминает короткие (до 50 слов) рассказы.
В-третьих, проверяется умение ребёнка говорить монологом: ему предложат составить рассказ по нескольким (3-5) картинкам. Это же задание направлено на проверку умения логически мыслить и связывать действия между собой, на понимание юмора (ситуации на картинках обычно бывают смешными).
Кроме того, ребёнок должен уметь имитировать различные действия -- как звуком, так и движениями: как ты едешь? а как пишешь?
9. Внимание! Внимание!
Из заданий на внимательность могут предложить следующее: "подчеркни все буквы "А", зачеркни все буквы "О" и т. п.
10. Смотри, что я умею делать
ПМПК также оценивает развитие общих моторных навыков. Могут попросить бросить и поймать мяч, пнуть по нему, попрыгать, постоять на одной ноге.
Проверят, какая рука у ребёнка ведущая – левая или правая. Для этого будущего первоклассника попросят повторить серию движений руками, показать упражнения пальчиковой гимнастики.
Помимо этого, оценивается умение ребёнка рассказать о своих желаниях (устал, хочет попрыгать, попить или писать), а также его умение отвлечься, а потом вернуться к занятию. Скорее всего, пить и писать во время выполнения текущего задания не разрешат и расценят это как попытку уклониться от задания.
Полноценная комиссия ПМПК занимает около двух часов! Не забудьте взять с собой что-нибудь попить и поесть (себе и ребёнку). ¶